В конце сентября 2021 мы, как и многие постоянные слушатели радио Серебряный Дождь, с волнением следили за ходом важного опроса. Сотрудники радиостанции решили взять из приюта питомца, и от голосования слушателей зависело, кто же это будет: собака или кошка. В полдень 1 октября в прямом эфире было объявлено, что это всё-таки будет пёс! И вскоре на станции появилась Умка.
На радостях мы, конечно, тут же отправили ей в подарок самый важный собачий аксессуар — адресник.
Прошло три с половиной года, и мы решили зайти в гости на радиостанцию и узнать, как у Умки дела. Оказалось, что за это время она успела поставить идеальный радийный голос и полюбить грузинскую кухню. Об этом и многом другом нам рассказала секретарь Серебряного Дождя и «мама Умки» Анастасия Чувилина.
Шарик: Первый вопрос, конечно, о том, что это вообще за удивительная история такая? Как так вышло, что на радиостанции живёт собака?
Настя: На самом деле Умка – не первая наша радийная собака. До этого на станции жил такса Сильвер. Но у него, к сожалению, начались серьёзные проблемы со спиной, поэтому на старости лет ему пришлось переехать в более комфортное для его состояния место жительство. После этого в коллективе периодически возникали мысли о том, не завести ли нам снова какого-нибудь питомца. Даже голосование было в эфире, будет ли это собака или кошка.
И вот в 2021 году наши слушатели нашли на дороге собаку-подростка со сломанной лапой. Её подлечили, но себе оставить не могли. И обратились к нам с просьбой взять её на время и найти ей дом! Мы согласились, и нам привезли вот это. И, конечно, пока мы искали ей дом, сотрудники – я тогда ещё не работала – успели к ней привязаться. Поэтому решили, мол, зачем же мы будем её кому-то отдавать, пусть остаётся!
Когда она к нам приехала, её звали Гера. Но мы решили придумать ей новое имя – хотелось, чтобы оно было связано с радиостанцией. Вариантов было много, а потом одна слушательница написала: “Вы же умное радио? Так пусть будет Умка!” Так и прижилось.
Ш: Коллективная собака это, конечно, здорово, но кто всё-таки отвечает за благополучие Умки? Между кем и как распределены обязанности по уходу за ней?
Н: Думаю, всё сразу станет понятно, если я скажу, что меня тут прозвали мамой Умки. Моральную поддержку в плане погладить, почесать за ушком и подкормить ей, конечно, с удовольствием оказывают все. Но практическими вопросами и проблемами занимаюсь я. Меня это не напрягает – я люблю животных.
Но как такового хозяина у Умки, конечно, нет. Я бы сказала, что это минус, потому что для неё никто не авторитет. Она всех любит. Тех, кто угощает лакомствами и гуляет с ней, любит чуть больше остальных, естественно. Очень уважает нашу бухгалтерию – там запас вкусняшек есть всегда. Но вообще она очень контактная, и со взрослыми, и с детьми. Иногда может полаять, например, на курьеров – мол, какая она охранница. Но мы-то знаем, какой она трус на самом деле!
Ш: Расскажи про её обычный распорядок дня.
Н: У Умки всё довольно стандартно. На утреннюю прогулку с ней выходит под охраной, то есть с кем-то из наших охранников. После возвращения досыпает. Потом прихожу я, мы можем с ней немного поиграть, поучить команды за лакомства. Днём я выхожу с ней уже на полноценную прогулку, на которой она отрывается по-полной! Возвращаемся, устраиваем игровой забег по помещению, и она снова ложиться спать (любит это дело, как вы уже поняли). К вечеру у неё снова появляются силы, и она приходит пообщаться, ещё поиграть, лакомство выпросить. Потом я ухожу домой, и между 9 и 10 часами вечера охрана выходит с ней на вечернюю прогулку, после которой уже всё, на боковую.
В выходные, конечно, она немного скучает, поэтому что тут непривычно мало людей, но у неё есть игрушки, много пространства – находит, чем развлечься.
Ш: Мы слышали, что на прогулках Умка превращается в Догзиллу! И поэтому ты начала с ней заниматься. Изменилось ли что-то в её поведении благодаря занятиям?
Н: Из-за того, что процесс её взросления проходил среди большого количества людей при минимальном контакте с другими собаками, она не научилась адекватно контактировать с сородичами. Когда я только начала с ней гулять, это был дикий стресс для всех: для Умки, для меня, для других собак и просто прохожих. Собака она немаленькая, и когда с рычанием и лаем рвётся с поводка, выглядит это, конечно, пугающе. Прогулками это было назвать сложно. Я не получала удовольствия, потому что постоянно высматривала на горизонте собак, а Умка после каждой такой встречи – даже на расстоянии – уже тоже спокойно ходить и нюхать цветочки не могла.
Собак у меня раньше не было, поэтому я не знала, как вести себя в таких ситуациях. Первая реакция была, конечно, прикрикнуть на неё, одёрнуть, но быстро стало понятно, что это не помогает. Поэтому я начала смотреть разные обучающие видео, брать лакомства на улицу. И она вдруг поняла, что на том конце поводка вообще-то болтается человек, у него есть вкусное, что-то интересное можно с ним поделать вместо того, чтобы орать всю прогулку. Постепенно стало намного проще. Я уже знаю, как её отвлечь, как успокоить, да и она научилась успокаиваться самостоятельно. Опытным путём мы нашли то расстояние до собак, которое ей комфортно.
Амуниция тоже помогает, кстати. На длинном поводке и мне, и ей намного комфортнее: у неё есть пространство для прогулочного манёвра, а я знаю, что она под контролем. Шлейку тоже очень уважаем. Я уверена, что она не выкрутится из неё и не травмирует себя, даже если в неё снова вселится Догзилла!
Но, кстати, один собачий друг у Умки всё-таки есть! Это огромный и очень спокойный леонбергер Веня. Думаю, она уважает его за его размеры.
Ш: Знаем, что вы регулярно устраиваете экскурсии по радиостанции для слушателей, взрослых и детей! Если представить, что одну из таких экскурсий вела бы Умка, что бы она показала гостям в первую очередь?
Н: Думаю, программа экскурсовода Умки состояла бы из трёх локаций, две из которых она уважает за то, что там можно хорошенько отдохнуть.
Начала бы она, конечно, с зоны ресепшн и главного объекта – прекрасного красного дивана от Захи Хадид. Правда, благодаря дизайнерским наклонностям Умки, он уже не такой прекрасный как раньше… На нём она встречает гостей, дурит и играет, грызёт палки, ест, спит. Сама Заха не могла бы и предположить, насколько диван многофункционален!
Для отдыха Умка выбирает одну из двух локаций: либо студию новостников, либо эфирную студию – «эфирку». К новостникам она уходит, когда устаёт от людей – эдакая её собственная комната сенсорной депривации. В эфирке досыпает утром, вечером и – если прогулка была активной – в обед. Там всегда спокойно, сидят два-три человека спокойно беседуют.
Когда Умка хочет выйти из студий, может полаять. Поэтому в эфире иногда можно услышать её требовательный гав!
Ш: Наверняка многие гости приходят на станцию с подарками для Умки! Расскажите о самых запомнившихся ей или вам.
Н: Да, конечно, Умку одаривают! На Новый год как раз был забавный подарок – плюшевый хинкаль! Который ещё и пищит. Она любит им закусить на диване. Но мы, наверное, даже больше ему радуемся, чем она сама.